Страхи

30.10.2015 16:21

Страхи

Страх – неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасности. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую тревогу,  или же столь сильной, что приведет нас в ужас. Как бы там ни было, мы не любим испытывать страх и, даже если он приносит какую-то пользу, ограждая нас от опасности или удерживая вдали от нее, все равно не хотим, чтобы его переживали и наши дети. Однако все дети испытывают страх, уйму страхов. И это еще хуже – большинство из них совершенно необоснованны и не связаны с какой-либо реальной угрозой с точки зрения взрослых.

Страхи у детей возникают зачастую самые разные: какой-нибудь сильный шум, внезапное появление странного человека или просто незнакомца, звук спускаемой в туалете воды, пылесоса и так далее. Часто они пугаются темноты, непонятных теней и непривычного света, боятся оставаться одни, опасаются докторов и зубных врачей, животных, бродяг, наказания, школы. Кроме того, есть дети, которые боятся даже мухи, клоуна в цирке, всего на свете.

В общем-то, большинство детских страхов появляется и исчезает бесследно, но нередко бывает трудно понять, успокоился ребенок или просто сумел скрыть свою тревогу. 

Беда в том, что чем больше страхов испытывает человек, тем быстрее появляются новые. Это, прежде всего, относится к ребенку, который из-за своей абсолютной  бесполезности и зависимости от взрослых не умеет подавлять их. Если только кто-либо из взрослых не поможет ему, каждый новый испуг сделает ребенка еще более беззащитным перед последующим. 

Нас пугают не сами по себе некоторые явления или вещи, а это мы смотрим на них с опасением. Ребенок может собирать ядовитые травы с такой же беспечностью, с какой рвет маргаритки. Он способен тянуться к гремучей змее, как к игрушке, может подойти к голодному волку, словно  к ручной собачке. Во всех трех случаях ребенок не страшится опасности, потому что не знает  о ней. Все мы стремимся видеть вещи не только такими, какие они есть, но исходя из представлений о них или своего опыта. Ребенок, напротив, может совершенно не бояться действительно опасных вещей и пугаться абсолютно безобидных – все зависит от личного опыта, который определяет его отношение к ним. Поэтому детские страхи могут быть обоснованными, придуманными, и даже чрезмерными.

Какой же жизненный опыт побуждает ребенка видеть в вещах что-то страшное? Короче, как рождаются его страхи? Существует четыре типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх или предрасположение к нему. Это – подражание,  травма,  система  «наказание – вражда – вина» и постоянно возобновляющийся страх. 

Подражание – естественный процесс, при котором ребенок перенимает многие наши страхи и наше отношение к ним. Боясь собак, грома, молнии, воров и огня, мать, не отдавая себе отчета, передает малышу свои опасения. Подражая ей в поведении, ребенок со временем испытывает и чувства, какие возникают в таких случаях. Очень часто ему достаточно увидеть, что мать встревожена, как и он тоже начинает беспокоиться

Подражание порождает огромное множество детских страхов еще и по другой причине. Заботливая мать, предупреждающая ребенка, чтобы он не сделал себе больно, не поранился, постоянно, как бы излучает опасение и тревогу, которые,  нередко передаются и малышу. Если все время призывать ребенка к осторожности, непрестанно напоминать, что он может причинить себе боль, он ощутит неотвратимость опасности. 

Травма – острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в нашем сознании. Такие эпизоды, например, как падение с лошади или укус свирепой собаки, могут травмировать нас не только физически, но и психически. Мы говорим «могут», потому что в подобной  ситуации люди пугаются по-разному  -  одни больше, другие меньше. То, что может нанести психическую травму одному ребенку, не оставит никакого следа в психике другого. Ребенок 2,5 лет падает с качелей, или его толкает сверстник, с которым он играл, и к тому же уносит его игрушку. В подобных случаях травма незначительна, и, тем не менее, у малыша может сохраниться страх перед площадкой для игр, качелями, даже перед другими детьми. Тысячи подобных историй случаются в детстве с каждым ребенком. 

Гораздо труднее понять, каким образом может рождать детские страхи система «наказание – вражда-вина».  Когда родители кричат на малыша, ему ясно только одно – они раздражены и на  время утратили любовь к нему. От этой мысли он теряется, потому что не способен так же отчетливо, как родители, понять, что же плохого было в его поведении. Вел он себя «как обычно» и даже, наверное, считал свою выходку забавной. Кроме того, если на этого ребенка постоянно кричат, угрожают ему и наказывают его, в нем постепенно накапливается вражда к родителям, и, как следствие, он ощущает свою вину перед ними. Ведь у него появились враждебные чувства к людям, которые в другое время были так добры к нему и ласковы. В итоге он понимает, что нужно скрывать свою вражду, но ему трудно это делать. И он начинает бояться самого этого чувства.

     В этой ситуации ребенок может вести себя очень по-разному. Он может, например, подавить в себе желание ударить младшего брата, но отомстит ему, оскорбив или обозвав нехорошими словами. Ребенок сознает, что родители осуждают его поведение, а обостренное чувство вины представляется ему лишь предварительной репетицией наказания, какое еще предстоит получить.

Он обижается на родителей за слишком строгие требования, которые ему выполнить не по силам, но в тоже время он опасается потерять любовь близких, если они останутся недовольны им. Чем больше его обида, тем сильнее страх. Больно, наверное, сознавать, что боишься любимого человека. И потому малыши часто отыскивают какой-нибудь  другой объект страха, бояться которого не так  мучительно. Начинают страшиться не мамы и папы, а какого-либо человека, похожего своим поведением или обязанностями на них, скажем, учителя или полицейского. Страх, который ребенок иной раз чувствует к лошади, крокодилам, медведям, способен зародиться именно в семье. Короче, детский страх может легко перемещаться с одного объекта на другой и связываться с вещами, которые раньше вовсе не пугали малыша. Эти утверждения, возможно, покажутся сложными, но очевидно, что многие вещи, пугающие нас, являются лишь заменителями других, лежащих в основе нашего беспокойства. Вот почему даже вполне успешное избавление от какого-то одного страха не предотвращает возникновения новых.

Рассмотрим теперь четвертый тип – возобновляющийся страх. Речь идет о тех случаях, когда страх парализует нас и вызывает желание звать на помощь. Чем чаще и сильнее мы будем нуждаться в подмоге, тем меньше окажемся способны противостоять беде в возникающих ситуациях.  Короче говоря, страх делает нас безвольными, зависящими от других людей и предрасположенными  к появлению все новых ужасов. Испугаться чего-то одного – значит бояться всего на свете. Ребенок, который страшится укола, вскоре будет пугаться шприца, врача, врачебного кабинета и даже запаха больницы. Смутное ощущение опасности – а в случае с детьми речь идет о страхе потерять любовь родителей – может оказаться источником более тяжких страхов.

Важно понять, что кроется за страхом ребенка. Хотя разобраться в причинах этого явления намного проще, чем избавиться от него, в конечном итоге  первое оказывается очень важным, поскольку тогда мы можем воздействовать на причину, а не только устранить результат. Ребенок легко становится жертвой страха, если в его поведении проявляются типичные симптомы неуверенности в себе: грызет ногти, сосет палец, заикается, становится скрытным и замкнутым, мочится ночью в постель, капризничает за столом, постоянно жалуется и хнычет. Когда какой – либо из этих симптомов обнаруживается особенно сильно, работа над этим будет эффективной только в том случае, если помочь ребенку избавиться от своей неуверенности. 

Но независимо от этого всегда полезно сделать любое усилие, чтобы улучить наши отношения с детьми. А для этого мы должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Мы должны дать им понять, что гнев, который они иногда испытывают к родителям, а мы к ним, - совершенно естественное и нормальное явление и оно не может повлиять на наши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку мы можем доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему. 

Снятие страха, когда он возникает,  в огромной мере зависит от того, насколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: насколько мы понимаем его и как относимся к его страху. Разумное, на наш взгляд, объяснение: «Бояться нечего, мы же этого не боимся» почти ничего не говорит ребенку. Смеяться или шутить по поводу его страха вообще недопустимо. Наоборот, необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало.  И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждаем их, а понимаем.

От нашего поведения в этой ситуации зависит очень многое.

Прежде всего, мы должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет. 

И еще. Расскажите ребенку, как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил точно такой же страх и сумел преодолеть его. Помимо всего надо показать малышу, что мы понимаем его страх и готовы быть рядом, чтобы помочь, когда он захочет побороть его.

Наконец, нужно проще ко всему относиться: не надо вести долгих разговоров на эту тему, а лучше отыскать какой-нибудь смешной эпизод в стрессовой ситуации, но не осмеивать ее и постараться быть ласковее с ребенком, - это лучшее, что можно сделать в подобной ситуации. Объяснить малышу, что такое мужество и героизм, когда он чего-то боится, конечно, неуместно. Пройдет очень немного времени, и он сам поймет значение этих понятий, тогда в его сознании неизбежно появится «культ героя». Важно же, напротив, предложить ему помощь, когда он просит о ней, и поставить перед ним цель, когда он психологически готов принять ее и следовать ей.    Поскольку страх обычно растет, а не уменьшается, мы не должны придавать слишком большое значения нашим усилиям побороть его. Страх оставляет свой след и во внешнем облике человека, сказывается на его общем состоянии. Утрата аппетита, запоры, высокое давление, бессонница и раздражительность все это цена, которой мы расплачиваемся за постоянную озабоченность. Разумеется, лучше всего было  бы свести до минимума причины, по которым ребенок пугается, чем пытаться ослабить страх. Сделать это необычайно сложно, настолько трудно, что вряд ли приходится рассчитывать на полный успех, но, тем не менее, стоит попытаться. В любом случае вы всегда можете рассчитывать на помощь психолога. 

 

 

           Родителям важно знать, что:

  • Детские страхи – это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым.
  • Страх – это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу. Страх субъективен. И если вам не страшно, это не значит, что не страшно тому, кто рядом с вами.
  • Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира.
  • Начиная с 5-6 лет дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс.

 

Вам стоит обратиться к психологу, если:

  • У ребенка часто повторяющиеся страхи одного и того же содержания.
  • Вы не знаете, как разговаривать с ребенком по поводу его страхов, в том числе страха смерти.
  • Поведение ребенка изменилось вследствие того, что он перенес какую-то психологическую травму, связанную с нарушением безопасности.
  • В вашей семье есть какие-то потери и изменения, о которых вам трудно сообщить ребенку.

 

 

Аллан Фромм, Томас Гордон     Популярная педагогика.- Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997.- 608с. (Серия «Учимся играя»)  [270-276стр.]. О.Н.Колесникова «Советы психолога» буклет.

 

Педагог-психолог Сладкина О. А.