Современные подходы обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении.
Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, многоголосием, полифоничностью.
Раньше, несколько десятилетий назад жизнь малыша сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые пели мамы и бабушки. Затем ребенок во время игр выкрикивал или напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, шуточные, лирические. Но с течением времени жизненный уклад людей изменился и результат таков, что прервалась цепочка передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение к культуре совсем иное. Если раньше в семьях эстетическому воспитанию, и музыкальному в том числе, уделялось значительное внимание, то теперь родители больше уделяют внимания интеллектуальному развитию своих детей. Часто в угоду моде и амбициям родителей ребенка заставляют изучать иностранные языки, пытаются с раннего возраста обучит чтению, записывают во множество кружков, забывая что нагрузка отрицательно сказывается на здоровье детей. В то же время родители, а иногда и педагоги не придают значение эстетическому развитию ребенка. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона – «шедевров» поп и рок музыки, звучащих с экранов телевизоров, из радио и плееров. Все реже в домах звучит хорошая музыка и песни. Современные малыши редко посещают музеи и театры, а в школе музыке отводят минимальное количество часов. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации. В. Сухомлинский сказал: «Все начинается с детства». С детского сада нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на эмоциональную и духовную сферу ребенка является музыка. Пение всегда вызывает положительные реакции: радость от коллективного пения, наполнение организма особой энергией. Как сказал Курт Закс (1881-1959) немецкий музыковед «Музыка начинается с пения», а любовь к пению должны привить мы педагоги.
Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса; искусство передавать средствами голоса художественно – образное содержание музыкального произведения. Работа над приобретением вокально – хоровых навыков происходит на каждом музыкальном занятии. Пение играет важную и решающую роль в общем развитии музыкального слуха. Таким образом, пение вообще и хоровое в особенности является важнейшей основой для развития музыкально – слуховых представлений, которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей. В пении есть две манеры исполнения – народная и академическая. Академическая манера является искусственной, «ученой» манерой. У народной манеры пения свои законы и в окраске звука, и в использовании диапазонов голосов и в произношении слов. Дети, как и взрослые, могут быть обучены той или иной манере пения. Занятия пением более всего нужны детям, они приносят огромную пользу! Правильное пение с детства успешно развивает музыкальный слух и певческий голос. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжет его жизненной энергией! Из всего сказанного можно сделать вывод: человек, регулярно занимающийся пением, укрепляет свое физическое и психическое здоровье, и звучание голоса показатель этого здоровья. Музыкальные занятия с вокальной направленностью может включать следующие компоненты:
- Вокально – двигательную гимнастику
- Упражнения на развитие дыхания
- Танцы с пением
- Вокально – хоровые упражнения
- Артикуляционная гимнастика
- Речевые и ритмические игры
- Музыкальные пальчиковые игры
- Музыкальные игры с пением
- Песни
- Дикционная разминка
Один из самых важных разделов музыкального занятия является разучивание песни. Чтобы работа не сводилась к разучиванию текста и механическому повторению, педагогу нужно осознавать, что разучивание песни процесс длительный и интересный. Музыкальный руководитель должен понимать, чего он хочет добиться от детей, уметь ставить перед детьми конкретную задачу и подбирать методические приемы интересные детям. Процесс работы над песней состоит из нескольких этапов:
- Разучивание песни
- Закрепление текста
- Работа над качеством исполнения
- Закрепление песни
- Концертное исполнение
Остановимся подробно на каждом этапе.
- Разучивание песни
- Выразительное исполнение песни педагогом
- Песню учить мелодическими фразами
- Можно учить песню без сопровождения
- Закрепление текста
- Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом
- Беззвучная активная артикуляция
- Пение «эхом», когда фразу поет педагог, а затем дети
- Игра «Я и вы», когда педагог поет до определенного сигнала, а после сигнала поют дети
- Работа над качеством исполнения
- Пение a capella (внимание к собственной интонации)
- Пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией
- Моделирование высоты звука рукой
- Метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание
- Прохлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста
- Игра «Узнай песню по ритму»
- Игра «Хлопки» позволяет проверить точность интонирования каждого ребенка (по хлопку педагога продолжают пение мысленно, после следующего хлопка педагог показывает, кто будет продолжать)
- Пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля
- Вокализация песен на слог «лю» (выравнивание тембрового звучания)
- Пение по фразам вслух и про себя
- Задержка на одном звуке по дирижерскому показу, для достижения тембрового и интонационного единства
- Закрепление песни
Вариативность заданий при повторении за счет способа звуковедения, динамики, тембра, эмоциональной выразительности. Для поддержания интереса помогают следующие игры и задания:
- Пение по подгруппам, по рядам, по показу, мальчики и девочки и т. д.
- Игра «Чей ряд знает лучше слова песни» (оценивается знание текста только с положительной позиции)
- Игра «Спрячем мелодию» (пение вслух и про себя, раскрытая ладонь, дети поют вслух, закрытая ладонь, поют про себя)
- Игра «Поиграем с песенкой» (пение по цепочке)
- Игра «Волшебная палочка» (кого коснется палочка, тот поет один)
- Игра «Фабрика звезд» (дети с микрофоном поют по очереди)
- Соревнование «Мальчики и девочки»
- Инсценирование песен
- Метод сравнения
- Пение от лица от разных персонажей для лучшего понимания художественного образа
- Исполнение песни для зрителя.
- Концертное исполнение
При концертном исполнении предполагается сценическое оформление: костюм, аксессуары, декорации. При этом костюмы должны соответствовать художественной направленности песни. Непременное условие – сохранение художественной меры вкуса.
В своей работе я применяю перед разучиванием песен упражнения и игры развивающие певческое дыхание.
Например:
Я предлагаю поиграть в музыкально- пальчиковую игру:
« Шарик»
Надуваю шарик быстро ( прижимают ладони друг к другу и дуют в них)
Он становиться большой (отводят ладони в сторону, образуя шарик)
Вдруг шар лопнул, воздух вышел (хлопок в ладоши дуют в них)
Стал он тонкий и худой (протягивают прижатые ладони друг другу вперед)
Затем я предлагаю подуть на снежинку под музыку
Дети надевают снежинку с петелькой на палец и под звучанием музыки дуют на бумажную фигурку, наблюдая как в воздухе танцует снежинка.
Также в своей работе включаю скороговорки при распевании. Работа над скороговорками способствует преодолению встречающихся в речи трудностей.
Например:
Шли сорок мышей ,
Несли сорок грошей.( дети пропевают в быстром темпе)
Также в своей работе использую артикуляционную гимнастику.
Например:
Я предлагаю детям превратиться в бегемотиков и будем широко открывать рот.
( описание упражнения как можно шире открыть рот, удерживать его в таком положении до счета « пять », потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Рот по шире открываем,
В бегемотиков играем
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот.
Отдыхает бегемот.
Потом я детям предлагаю поиграть в лягушат, как ни улыбались.
( описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки). Удерживать губы в таком положении до счета « пять» затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Задача музыкального руководителя детского сада – с самого раннего детства научит малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.