Конспект занятия по развитию речи

28.12.2013 14:05

    Развитие связной речи детей – одна из главных задач, над которой я работаю. Ребёнок дошкольного возраста должен научиться общаться со своими сверстниками и взрослыми. Для этого стараюсь развивать как диалогическую, так и монологическую речь.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Хорошо звучат такие диалоги в сюжетно-ролевых играх ("Больница", "Семья", "Парикмахерская" и др.). Играя, дети учатся формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение. Они используют неполные предложения, восклицания, междометия, жесты, мимику – основные черты диалогической речи.

    Сложнее дело обстоит с развитием монологической речи. Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Для развития монологической речи провожу занятия по обучению рассказыванию.

    Дети составляют рассказы на темы из личного опыта. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях. Такие рассказы доступны и интересны детям, доставляют радость общения ("Мой домашний любимец", "Зимние забавы", "Моя любимая игрушка", "Наши игры с куклами").

    В старшем дошкольном возрасте, когда речь детей совершенствуется, появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам.

    Очень любят дети составлять рассказы по серии картин о диких и домашних животных ("Ежи", "Белки", "Кошка с котятами", "Собака со щенками").

    При обучении рассказыванию использую разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях и в индивидуальной работе с детьми находят применение картины, представленные сериями. Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа. (Например, "Вспомни и расскажи сказку по картинкам", "Лето в деревне", "Как дети лепили снежную бабу"...).

    Дети учатся связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения, такие, как: "Умей обождать", "Бишка", К.Д. Ушинского, "Котёнок", "Пожарные собаки" Л.Н. Толстого, "Про снежный колобок" Н. Калининой и др.

    Драматизируем с детьми небольшие сказки ("Лиса и журавль", "Репка", " Теремок", "Козлёнок, который умел считать до десяти"...). Учу детей творческому рассказыванию. Дети придумывают сказки по заданному началу, об игрушках – куклах, игрушечных медвежатах, лисятах, зайчатах, фантазируют на разные темы ("Если бы я был волшебником...", "Если бы у меня в руках был сказочный цветик-семицветик"...). Составление таких рассказов играет большую роль в развитии творческой активности и самостоятельности детей.

 

Конспект НОД на тему:

"Рассказывание по картине "Ежи""

Цели:

  1. Расширить представление детей о жизни диких животных (ежей). Учить составлять рассказы по картине, используя образец;
  2. Активизировать в речи детей простые и сложные предложения, упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа (в единственном и множественном падеже) названий детенышей животных;
  3. Учить понимать смысл образных выражений в загадках;
  4. Учить оценивать выступления своих сверстников.

 

Ход НОД:

  1. Беседа о еже:

Воспитатель загадывает загадку о еже:

 

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной.

 

Дети: Ёжик.

Воспитатель: Давайте вспомним, как выглядит ёжик.

Дети: Он колючий, у него маленькие лапки, есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком.

Воспитатель: (Уточняет ответы детей). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся очень умными, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапки у ежа короткие с маленькими коготками. Что я еще забыла?

Дети: Колючие иголки!

Воспитатель: Ну, конечно же, иголки! А для чего они ему нужны?

Дети: Чтобы ежика не съели волк или лиса.

Воспитатель: Верно. Как же ежу без иголок? Это средство защиты от врагов: свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка, съешь его! А как он их еще использует?

Дети: Он носит на них грибы, яблоки.

Воспитатель: Правильно. Иголки помогают ежу переносить что-либо на своей спине. Ведь лапки у него короткие, ими он ничего и взять-то не может, с помощью их ежик только передвигается. У ежика острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают. С их помощью он и жилище свое обустраивает на зиму. Вот послушайте, как он это делает:

 

Загорелись, как пожар, на рябине кисти,

Катится навстречу шар из осенних листьев.

Ты его не узнаешь? Приглядись-ка – это еж!

Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,

Листья клена нанизал на свои иголки.

Их несет к себе домой, стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.

Пусть ему навеют сны снежные метели,

Пусть проспит он до весны в теплой колыбели.

 

Вот таким образом ежик готовится к зимней спячке. А чтобы не спать голодным долгую зиму, он старается летом наесться впрок  и накопить подкожный жирок. А вы знаете, чем любит лакомиться ежик?

 

Дети: Он любит грибы, яблоки, ловит мышей.

Воспитатель: Вы правы. А еще ежик ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей. несмотря на свои короткие лапки, на охоте еж проворен и ловок. Еж – очень полезный зверек: он избавляется лес от многих вредителей.

 

  1. Сейчас мы поиграем в игру "Кто у кого?". Нам надо вспомнить, как зовут детенышей животных. Я буду называть животное, а тот из вас, на кого я покажу, быстро назовет одного детеныша и нескольких детенышей.

 

Лиса ... (лисенок), у лисы ... (лисята), много ... (лисят).

Медведь ...(медвежонок), у медведицы ... (медвежата), много ... (медвежат), волк ...(волчонок), у волчицы ...(волчата), много ... (волчат).

Заяц ... (зайчонок), у зайчихи ... (зайчата), много ...(зайчат).

Белка ... (бельчонок), у белки ... (бельчата), много ... (бельчат).

Еж ... (ежонок), у ежихи ... (ежата), много ... (ежат).

 

Воспитатель: Правильно, детеныши ежа – ежата. Весной в гнезде ежа, которое он обычно устраивает где-нибудь под кустом или в какой-нибудь ямке, появляются малыши. Они родятся слепыми, и иголок на них сначала нет. Потом иголки появляются: белые и мягкие, потом темнеют и становятся твердыми и крепкими. мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, а если чувствует опасность, то перетаскивает своих детенышей в другое место, более безопасное. Когда ежата подрастают, ежи-родители учат своих малышей искать и ловить разных насекомых. Хотите побывать в лесу, где живут ежики?

Дети: Да!

 

  1. Физкультурная пауза.

 

 

Под огромную сосной,

Дети-ежата бегают за воспитателем-ежом

На полянке на лесной,

Куча листьев где лежит,

Еж с ежатами бежит.

 

Мы вокруг всё оглядим,

Делают повороты головой в стороны.

На пенечках посидим.

Приседают.

А потом все дружно спляшем,

Дети кружатся.

Вот так ручками помашем.

Помахали, покружились

Машут руками.

И домой заторопились.

Убегают на свои места.

 

 

 

  1. Описание картины ежи.

 

  1. Выставляется картина "Ежи". Дети внимательно рассматривают ее, отвечают на следующие вопросы:

– Кто нарисован на этой картине?

– Кто из вас какое название хотел бы дать картине?

– Что делает ежиха? Ежата?

– Что едят ежи?

– Опишите поляну, на которой находятся ежи.

 

  1. Образец рассказа по картине.

Ежиха привела своих ежат на лесную полянку за добычей. Полянка окружена деревьями, кустами, заросла высокой зеленой травой. В траве растут два мухомора: один большой, другой маленький. 

Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. "Очень страшный!" – подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок. Ежиха увидела на дереве улитку и подбирается к ней.

Какая хорошая "колючая" семейка!

 

  1. Составление рассказов по картине детьми (два человека). Затем между двумя другими детьми проводится соревнование "Кто интереснее расскажет про семейство ежей?" Дети оценивают рассказы своих сверстников.

 

  1. Заключительная часть.

 

Воспитатель: Сегодня вы ближе познакомились с лесным зверьком – ежом, узнали о нем много нового.