Использование стихов с экологическим содержанием в экологическом воспитании дошкольников

30.10.2013 22:25

   

 Мир, окружающий нас, красив и удивителен. Нас восхищают его краски, звуки, формы; их разнообразие и неповторимость; разумность и гармоничность устройства.

    Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

    Основной вид деятельности детей – игра. В игре ребенок накапливает жизненный опыт, расширяет круг своих представлений, усваивает модели поведения. Кроме того, игра способствует созданию положительных эмоций малышей, что улучшает восприятие информации и закрепление знаний. 

    Использование стихов с экологическим содержанием, особенно в применении в работе с детьми младшего дошкольного возраста, может быть     включено в игру, в занятие и само по себе может являться игрой со словом, делая предлагаемую информацию более яркой, образной, эмоционально насыщенной, легко воспринимаемой.

    Стихи могут использоваться в ходе  предварительных бесед перед НОД, наблюдением; во время НОД; в ходе игр, направленных на закрепление знаний; во внеучебной деятельности.

    Я хочу представить вашему вниманию сборник стихов с экологическим содержанием для младших дошкольников собственного сочинения. Тематика стихов в общем и целом «привязана» к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы (М 2011).

    Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

    Это отражено в направлении программы «Познавательно-речевое развитие».

    Содержание раздела «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» включает в себя составляющие: предметное и социальное окружение и ознакомление с природой.

    Введение в предметный мир предполагает знакомство ребенка с предметом, как таковым, выделение свойств и качеств, классификация и т.д.                     Знакомство с социальным окружением идет через главные темы: жизнь и труд взрослых. 

    Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание. Через получение информации о природе, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. 

    Направление программы «Физическое развитие» также включает формирование первичных экологических знаний в виде воспитания культурно-гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.

    Книга «Мой красивый мир» может быть использована и родителями.

    Приведу примеры использования стихов в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.

    В экологической НОД во второй младшей группе на тему «Осенние листочки», целями которого является показать детям красоту природы осенью, объяснить пользу опавшей листвы для растений и насекомых, можно применить стихи из цикла «Осеннее» (о листопаде и о насекомых) для решения образовательных задач.

    В НОД «Во саду ли, в огороде», могут быть включены стихи «Фрукты-овощи» с целью объяснить детям разницу между овощами и фруктами по месту их произрастания. Также эти стихи могут быть использованы и для закрепления в дидактических играх.

    Для НОД «Мое здоровье», закладывающем основы здорового образа жизни малышей, подойдут стихи из цикла «Мой садик» (умывальная комната) и «Квартира» (для объяснения, что важна не только чистота тела, но и чистота помещения).

    В НОД «Снегири и свиристели», целью которого являются конкретизация знаний детей о птицах, их отличии от зверей; знакомство с птицами, прилетающими к нам  зимой, годны к применению стихи «Птица» и «Снегири и свиристели». Эти же стихи подойдут для обобщения знаний детей о птицах и в более старшем дошкольном возрасте.

    В НОД «Как животные зимуют» с целью дать детям представление об образе жизни животных зимой, можно вставить стихотворение с тем же названием «Звери зимуют».

    В НОД-путешествия в лес весной или летом, в сад, на луг, в деревню и т.п., можно включить стихи о животных («Белочка», «Зайчик», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Перелетные птицы»), о растениях («Грибы», «Полевые цветы», «Садовые цветы»); для старших дошкольников стихотворение «Цвета лета» с целью тренировки умения наблюдать и выражать свои впечатления.

    Стихи «Моя семья» и «Мой город» могут быть применены не только для экологического воспитания дошкольников, но и в целях воспитания любви к родному дому и малой родине.

Ольга Киселева, член Союза писателей России   

 

 

О животных

 

Белочка

 

Сушит белочка на ветке

Гриб себе и гриб соседке.

А соседка ищет шишки

Для себя и для сынишки.

А подружке даст орех –

Хватит лакомства на всех!

 

Зайчик

 

Летом зайчик серый весь,

Зелень сочную он ест.

Шкурка гладкая, как шелк,

В ягодах он знает толк.

А к зиме начнёт белеть

Для того, чтоб уцелеть:

Белый зайка средь снегов

Незаметен для врагов!

 

Кролик

 

Это зайчик? – Это кролик!

Не в лесу живёт, не в поле.

Он на зайчика похож,

Очень мягок и пригож.

Уши чуть коротковаты,

Да и лапы маловаты…

Только кролик не грустит,

А морковкою хрустит.

Кролик съесть всегда горазд,

Что ему хозяйка даст:

Огурцы, траву, картошку,

Репу, хлебушка немножко;

И капусту, и салат

Скушать кролик будет рад!

 

Фрукты-овощи

 

* * *

Знают точно все ребятки:

Лук, морковь растут на грядке.

Овощи для всех важны –

И полезны, и вкусны!

 

* * *

Фрукты – яблоки и груши

Очень любят детки кушать.

Пусть запомнят все скорее:

На деревьях фрукты зреют!

 

             Грибы

 

Гриб не овощ и не фрукт,

Ведь в лесу грибы растут.

У гриба есть шляпка, ножка.

                 Гриб стоит не на дорожке.

Загляни скорей под ёлку –

Вон грибов отличных сколько!

Ярко-красный мухомор

Украшает тёмный бор –

Полюбуйся, посмотри,

Только в руки не бери!

 

 

      Домашние животные

 

Кошка с котёночком в доме живёт.

Пёс в конуре верно дом стережёт.

В птичнике куры есть, утки и гуси –

Мы их покормим, не будем мы трусить.

 

Лошадь в конюшне, корова в хлеву,

Кролики в клетке просторной живут.

Свинки, овечки, конечно, в сарае.

Этих животных мы как называем?

 

 

Лесные (дикие) животные

 

Зайца, волка и лису

Можем встретить мы в лесу.

Мишку, белку, барсука

Встретим там наверняка.

 

Бобр, кабан, олень и ёж –

Их домой не позовёшь.

Приходите в лес скорей

Посмотреть лесных зверей.

 

Травы. Кусты. Деревья

 

На земле растет трава.

На кустах растет листва.

А деревья в жаркий день

Дарят нам прохладу, тень.

 

 

               Дождь

 

Барабанит дождь по крыше.

В лужи каплет за стеной…

Дождик! Мы из дома слышим

Твой оркестрик водяной!

 

Дождь польёт деревья, травы.

Дождь не только для забавы.

Чтобы выросли плоды,

Все растенья ждут воды.

 

Осеннее

 

* * *

Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад».

 

* * *

Незаметна шкурка лисья 

На ковре из рыжих листьев.

Убегай,  зайчишка, ловко –

Стережёт тебя плутовка.

 

 

* * *

Жёлтых листьев всюду много.

Ищет мишенька берлогу.

В норку ёж забрался спать –

Так и будут зимовать.

 

* * *

Где жуки, сверчки, стрекозы?

Скоро холод и морозы!

Но уютно под листвой

Насекомым спать зимой.

 

 

Мой садик

 

* * *

Это садик мой хороший.

В раздевалку мы зайдём.

Здесь у каждого похожий

Шкаф. Одежду в нём найдём.

Знают Пети и Маринки –

На всех шкафчиках картинки!

 

* * *

Здесь мы будем умываться,

Руки мыть перед едой.

Мы не будем баловаться

Краном, мылом и водой.

Мы засучим рукава,

Руки вымоем сперва,

Вытереть их полотенцем –

Это просто! Раз и два!

Дальше нужно причесаться

И расчёсочку вернуть.

Чтоб собой полюбоваться,

Можно в зеркало взглянуть!

 

* * *

Это наша спаленка

Для больших и маленьких.

На кроватках детки тут

Спят и быстренько растут.

 

* * *

В этой комнате играем,

Занимаемся, поём.

Сказки и стихи читаем.

Очень весело живём!

И полезная еда

Прибывает к нам сюда.

Если вы хотите супу,

Приходите в нашу группу!

 

Птица

 

Поглядите-ка на птицу

(Если птица не боится).

Отличается от зверя.

Чем? А мы сейчас проверим!

Вместо носа – острый клюв,

Крепкий он и сильный.

Вместо лап передних двух

Есть у птицы крылья!

Шерсть у птицы не растёт –

Пёрышек так много!

Жаль, их гладить не даёт

Птичка-недотрога.

И щебечет, и свистит

Утром, днём и вечером.

А когда она летит,

Держит хвостик веером.

 

 

 

 

   Перелетные птицы

 

Весной скворцы и соловьи

К нам прилетают дружно.

Щебечут песенки свои,

Птенцов растить им нужно.

 

Проходит летняя пора,

В осеннем небе стаи –

То птицы в тёплые края,

Прощаясь, улетают.

 

    Зимующие птицы

 

В городе зимуют птицы –

Галки, голуби, синицы.

Воробьи, вороны тоже

Ждут, когда мы им поможем.

 

Червячки заснули, мушки…

Пригласим мы птиц к кормушке!

Крошек, семечек насыплем,

Будут птички наши сыты!

 

Снегири и свиристели

 

Снегири и свиристели

К нам зимою прилетели.

Дом у них в краю метели,

Там они рябину съели.

 

А у нас на каждой ветке

Ягод красные конфетки.

Гости наши, угощайтесь,

К нам почаще возвращайтесь!

 

  Звери зимуют

 

Мишка спит зимой в берлоге.

Волка в стужу «кормят ноги».

Если волк голодный даже,

К ночи в логово он ляжет.

 

Есть у белочки дупло,

Сытой белке в нём тепло.

У лисицы есть нора,

И холодная пора

 

Не беда, ведь ловит ловко

Мышек рыжая плутовка,

Шубка пышная лисы

Для тепла и для красы.

 

Зайке голодно в морозы –

Он дерёт кору берёзы.

Ночью в зарослях дрожит,

Утром греться побежит.

 

 

Зимние забавы

 

   Катание с горок

 

Наконец пришла зима!

Снег летит, не тает.

Словно снежные дома,

Горки вырастают.

 

Выходите-ка во двор,

Тёма, Саша и Егор!

Будем дружно мы кататься

С ледяных и снежных гор.

 

С горки снежной и крутой

Катимся на санках!

А для горки ледяной –

Подойдёт ледянка!

 

 

         Снеговик

 

Лепим мы снеговика.

Ух, работа нелегка!

Катим с другом мы вдвоём

Всё рас-тууу-щий снежный ком!

 

Раз – готов один комок.

Два – комок – его дружок.

Три – ещё комок возник –

Получился снеговик!

Глазки – это леденцы,

Нос его – морковка.

Мы сегодня молодцы,

Есть у нас сноровка!

 

  Лыжи и валенки

 

На земле повсюду снег,

Снег лежит на крыше.

Может, сделаем пробег?

Надевайте лыжи!

 

Можно валенки обуть,

В снег глубокий чтобы

Было весело шагнуть –

Не страшны сугробы!

 

 

      Ёлочка

 

Ночь. В лесу метель шалит.

Ветер хлопья кружит.

Зайцы к ёлке подошли –

Спрятались от стужи.

 

Ты спаси нас, ёлочка,

Колкая иголочка!

 

Днём блестит на ветках снег,

И сверкают шишки.

Благодарны за ночлег

Ёлочке зайчишки.

 

Вот спасибо, ёлочка,

Колкая иголочка!

 

Принесём мы ёлку в дом,

Шарики повесим.

И станцуем, и споём,

Каждый будет весел!

 

С Новым Годом, ёлочка,

Колкая иголочка!

 

  Моя семья

 

Мамочку люблю я сильно.

С папой смотрим мы мультфильмы.

С дедушкой у нас хоккей.

Брат рисует мне зверей.

 

Старшая моя сестрёнка

Очень классная девчонка!

Бабушка печёт блины –

До чего ж они вкусны!

 

А зовут меня – Андрейка.

Вы запомните скорей-ка,

С кем живу в квартире я.

Это всё – моя семья!

 

     Квартира

 

Есть у белочки дупло –

В нём тепло, не сыро.

Нам и вовсе повезло –

Есть у нас квартира!

 

В ней три комнаты, кровать,

Стол, шкафы и полки.

Нас не смогут здесь достать

Никакие волки!

 

У лисички есть нора –

Чистит лиска норку.

Скажет мама мне: «Пора

Сделать нам уборку!»

Наведём мы чистоту,

Станет свежим воздух.

В доме создадим уют

Для детей и взрослых!

 

          Мой город

 

Мы живём в большущем доме

На девятом этаже.

Я скажу соседу Роме:

«Мы друзья с тобой уже!

Ведь всегда в одном дворе

Мы участвуем в игре!»

 

А дворов, конечно, много.

И домов не перечесть.

Есть тут улица – с дорогой,

И бульвар красивый есть.

На бульваре нет машин –

Мама бегать разрешит.

 

А потом поедем дальше.

«Нам билет, кондуктор, дайте!»

За день город мы, похоже,

Обойти пешком не сможем.

Это цирк или музей –

Приглашу сюда друзей.

 

Вот и парк аттракционов,

Вот дворцовые колонны,

Здесь – аллея, там – фонтаны,

Супермаркет, весь стеклянный…

Ух, какой огромный пруд –

Даже утки в нём живут!

 

Снова детские площадки.

Всё красиво, всё в порядке.

Клумба с яркими цветами…

Но уже мы вместе с мамой

Возвращаемся домой…

Как люблю я город мой!

 

 

       Берегите воду

 

Если мы мочалку, мыло

Взяли в руки, чтоб помыть

Мяч, машинку, куклу Милу,

Надо кран сперва открыть.

Мыть что-либо без воды –

Бесполезные труды.

 

Из ковша водичка льётся, 

Так прозрачна, холодна.

Если постоит на солнце,

То нагреется она.

Лесу, сёлам, городам

Каждый день нужна вода.

На Земле есть водопады,

Океаны и моря.

Только делать так не надо,

Чтоб лилась водичка зря.

Чтоб могла водичка течь,

Надо нам её беречь.

 

       Весна

 

Солнышко лучистое на небе блестит.

Ручеёк в канавочке весело журчит.

Звонким птичьим щебетом улица полна.

Снег повсюду тает, ведь пришла весна!

 

 

         Лягушка

 

Живёт в пруду лягушка –

Зелёная квакушка.

Большая голова.

Кричит всё «ква» да «ква».

Раскроет рот с утра

И ловит комара.

 

Может жить она в траве.

(Не попалась бы сове!)

Не страшны ни капли

Ей сомы и цапли.

 

Если враг пред ней возник,

В пруд лягушка ловко – прыг!

Ведь тёплый водоём –

Её любимый дом.

 

            Цветы

 

Как у бабушки в саду

Сто цветочков я найду.

Знаю я тюльпан, нарцисс,

Ирис (только не ирИс!),

Розу, лилию, пион

(он большущий, будто слон!)

Надо нам цветы сажать,

И рыхлить, и поливать –

Ведь цветочки не просты,

А садовые цветы!

 

На лугу, в лесу и в поле

Все цветы растут на воле.

Колокольчик и ромашка,

Василёк, фиалка, кашка…

Одуванчик отдаёт

Свой нектар. Кто их польёт? –

Дождик! Капли дождевые

Пьют цветочки полевые!

 

     Насекомые 

 

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

 

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью!)

 

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю

С зелени, с листочков.

 

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет. 

 

 

   Наше солнышко

 

Утром солнышко взошло –

Стало всем тепло, светло.

Жук забрался на цветок.

Птица села на дубок.

Зайка выскочил на луг.

Как прекрасно всё вокруг!

 

 

          Цвета лета

 

Есть у лета цвет любой:

Для неба – ярко-голубой,

Для листьев – интересный,

А для цветов – чудесный!

Для солнышка – лучистый,

Для капель – серебристый,

Для травушки – целебный,

Для радуги – волшебный,

Для бликов солнечных – смешной,

Для ветра – лёгкий, озорной,

Для дней он – светлый, длинный,

Для ночи – соловьиный,

Для ягод – ароматный,

Для вечера – приятный,

Для утречка – рассветный,

Для луга – разноцветный.

Так какого цвета лето?

Лето – сказочного цвета!